djbayan (djbayan) wrote,
djbayan
djbayan

Голодные игры или ещё один привет от Маслоу.

Сегодня мы поведем речь о голоде в процессе познания, общения и просто педагогической практике. Основой стала часть книги "Психологическое айкидо" известного автора  М. Литвака которая в оригинале называется "Потребность в общении".

Итак, о чем нам пишет многоуважаемый автор? (Курсивом текст автора, обычным шрифтом - мои комментарии)

Вступление: Рациональное питание

"Рациональное питание должно включать полноценный набор питательных веществ, витаминов, микроэлементов и т. п. Дефицит одного из них вызовет соответствующий вид голода. Так и общение может быть полноценным только в том случае, если удовлетворяются все его потребности, если в нем имеются все ингредиенты. — Выделяется несколько видов голода на общение."

Полностью согласен! К тому же эта идея касается так же и педагогики! Если знать об этом голоде, то, составив правильное питание, вы получите здоровое, жизнерадостное и продуктивное образование своего ученика. Напомню, что учеником можете быть и вы сами, подготавливая почву для мастерского владения "Королевскими решениями".



1. Голод на стимуляцию.

"Голод на стимуляцию развивается при отсутствии раздражителей, необходимых для общения, т.е. в ситуации полного одиночества. У младенцев, лишенных необходимого контакта с людьми в условиях детских домов, наступают необратимые изменения в психике, которые в последующем мешают человеку приспособиться к социальной жизни. Взрослый человек, не имеющий специальной подготовки, в условиях одиночества гибнет на 5-10-й день."

Действительно, если ребеночка в младенчестве отправить на воспитание к камышу волкам, то через тридцать лет он, скорее всего, не выйдет из леса физиком-ядерщиком. Ну и совсем по-простому: пришел к тебе ученик - учи его! ))) Давай информацию, стимулируй развитие.





2. Голод на узнавание.

"...удовлетворение голода только на стимуляцию не может сделать общение полноценным. Так, попав в командировку в многомиллионный город или на отдых на многолюдный курорт, мы можем испытать острое чувство одиночества, если не сможем удовлетворить еще один вид коммуникативного голода — голод на узнавание. Вот почему мы на новом месте стараемся обзавестись новыми знакомыми и приятелями, чтобы потом узнавать их! Вот почему мы с радостью встречаем в чужом городе человека, с которым по месту жительства мы не поддерживали особых отношений! Hо и этого еще мало.
Hеобходимо ликвидировать еще и голод на удовлетворение потребности в общении. Он развивается тогда, когда человек вынужден общаться с людьми, которые его не интересуют глубоко, а само общение носит формальный характер."


И тоже верно! Гораздо легче выполнить задания, вспомнив что ты это уже делал и знаешь как получить нужный результат! А ещё лучше использовать уже имеющийся у ученика опыт, чтобы понять новое. Ребенок плохо читает ноты с листа? Дайте ему задание самому найти ноты любого современного произведения и разучить его. Разучит вмиг! Увлекается граффити? Пусть нарисует в этом стиле Анну Каренину, но так, чтоб точно передать особенности психологической конструкции данного персонажа ;) А если опыта в данной области нет (ну редко встречается в жизни альтовый ключ, ну правда) то просто повторяйте, повторяйте и еще раз повторяйте. Но с разными условиями и вариациями. Запросто можно этот самый ключ слепить из пластилина. Из него же очень хорошо лепятся атомы и положительные с отрицательными частицы.

Ну а голод на потребность в общении удовлетворяется если вы интересный, интересующийся и хороший человек!



3. Голод на события.

"Затем необходимо удовлетворить голод на события. Даже если вокруг глубоко симпатичные тебе люди, но не происходит ничего нового, одни и те же события повторяются в той же последовательности, развивается скука. Так, нам надоедает пластинка, которую еще недавно мы слушали с большим удовольствием. Вот почему Люди с большим наслаждением сплетничают, когда вдруг становится известна какая-нибудь скандальная история с их добрым знакомым. Это сразу освежает общение."

Естественно! Если хочешь скучных уроков - будь однообразным! Хочешь энтузиазма - будь разным! Быть разным и быть разумным довольно созвучно, не так ли?  Придумывайте разные "штучки и прикольчики" или - как говорят, чтоб дали больше денег - инновационные методики. Не хочет ученик чтоб вы его сегодня чему-то учили - пусть он научит вас (родителей, если те присутствуют на занятиях) чему-то что он умеет. Великолепно если данные знания будут из предмета, который ему преподается, но и просто какие-то новые знания могут быть полезны. Даже если они не полезны, то можно узнать как лучше ребенку преподавать, ведь он будет показывать ту манеру обучения о которой мечтает.

Знает названия нот, но никак не может запомнить как они записываются? Сделайте вместе карточки на которых нарисованы ноты. Одна карточка - одна нота. Перемешайте карточки. Пусть ученик, вытащив любую, сделает так чтоб вы нарисовал именно ту ноту, что у него на карточке. Потом наоборот. Можно вести игру на счёт.

Не хочет сидеть на вашем уроке? Идите в гости к другому педагогу. Или просто погуляйте по школе!

Группа учеников не хочет рисовать листья? Пусть рисуют себя, или вас в виде листка. Или просто сделайте выставку из живых картин. То есть из себя. Потом пусть это зарисуют.

В любом случае, пусть на ваших уроках происходят события. Самые разные, самые необычные и самые интересные!



4. Голод на достижения.

"Существует еще голод на достижение. Hеобходимо добиться какого-то результата, к которому ты стремился, овладеть каким-то навыком. Человек радуется, когда у него вдруг начинает получаться."

Ещё бы! Это заложено в нас изначально! И тут интерес в том, чтобы выбирать правильные цели. Специи класть, так скажем, рационально, учитывая не только свои вкусы. Этот голод напрямую вытекает из предыдущего - голода на события. Когда события происходят, ты хочешь быть их участником, а не всегда участие может быть полноценным и продуктивным с первого раза.

По-простому: если играете несколько простых произведений - дайте одно сложное "для интереса", чтоб проверить сколько получится.

Изучили что-то новое в теории? Придумайте как применить на практике.

Когда получается - ты чувствуешь себя хорошо! Когда получается после того, как не получалось - это Чудесно!



5. Голод на признание.

"Hо и этого мало. Hеобходимо удовлетворить и голод на признание. Так, спортсмен выступает на соревнованиях, хотя на тренировках уже показывал рекордные результаты, писатель старается опубликовать написанную книгу, а ученый-защитить уже подготовленную диссертацию. И здесь дело не только в материальном вознаграждении."

Да! Это очень важно! Создавайте выставки, посылайте (разумеется совместно) работы на конкурс, просто хвалите! Хвалите при всех, хвалите часто, но искренне, за достижения! Без удовлетворения голода на признание не получится и продуктивное образование!

Послесловие:


"Мы едим не просто продукты, а готовим из них какие-то блюда и можем остаться неудовлетворенными, если давно не ели борща или не пили компота. Выделяется еще структурный голод. Мы обмениваемся приветствиями (ритуалы), работаем (процедуры), ведем на перерывах разговоры (развлечения), любим, конфликтуем. Отсутствие некоторых форм общения может привести к структурному голоду. Hапример, если человек только работает и совсем не развлекается."

ПРИЯТНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ И ЧУДЕСНОЙ РАБОТЫ, ОБЩЕНИЯ И СОЛНЕЧНОГО НАСТРОЕНИЯ ПОБОЛЬШЕ!

Tags: полезное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments